25 ноября в Государственном Музее искусств народов Востока состоялся Круглый стол, посвященный 90-летию российского, греческого и туркменского археолога В.И. Сарианиди.

Круглый стол был организован по инициативе Института этнологии и антропологии РАН, самого музея и Государственного НИИ реставрации Министерства культуры РФ. В нем приняли участие представители посольств Туркменистана и Греции, ученые-археологи и востоковеды из разных городов и учреждений России, из Франции, Германии и Туркменистана, представители греческой диаспоры и друзья Виктора Ивановича. Специально для участия в Круглом столе в Москву из Афин приехала сестра археолога Инна Ивановна с дочкой Вероникой и внуком Виктором. Среди участников были также дочь археолога Ирина Викторовна, ее дочь Надежда Максимова и внучка Аля.

 

 

В.И. Сарианиди является автором двух выдающихся мировых археологических открытий – Золота Бактрии (семь погребений кушанской элиты, где было найдено более 20000 золотых предметов) и нового очага древневосточной цивилизации на территории Мервского оазиса в Юго-Восточном Туркменистане (страна Маргуш, конец III – II тыс. до н.э.).

 

 

Конференцию открыл директор Музея Востока доктор исторических наук А.В. Седов, который подчеркнул большое значение открытий В.И. Сарианиди для изучения истории Средней, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, изучения истории мировых цивилизаций, а также древнего прошлого туркменского народа. Затем с приветственным словом выступил Советник Посла Туркменистана в России господин С.Т. Дурдыев, рассказавший о глубоком уважении и любви туркменского народа к В.И. Сарианиди. Он напомнил, что в 2012 г. В.И. Сарианиди было присуждено звание почетного академика Академии науки Туркменистана. Отметив, что страна Маргуш была открыта российскими и туркменскими археологами, ныне она стала известна во многих странах мира. Находки, сделанные Виктором Ивановичем, бережно хранятся в музеях Туркменистана, они — гордость страны, ее золотой фонд. Открытые им памятники — это память о большом ученом и замечательном человеке.

 

 

Между демонстрацией фильма и выступлениями участников звучали песни и мелодии греков Понта, которые на понтийской лире-кемендже исполнил один из лучших греческих лирариев Лазарос Попадопулос.

 

Благодаря усилиям Н.И. Кузнецовой, друга известного российского и греческого кинорежиссера Х.В. Триандафилова, была показана документальная лента с интервью археолога, которое он давал в 2005 г. Станиславу. Покровскому, одному из создателей знаменитой телепередачи «Клуб кинопутешественников». Этот фильм продолжил специально привезенный в этот день из Ашхабада ролик о знаменитом памятнике эпохи бронзы Гонур-депе, подготовленный Телевидением Туркменистана на основе снятого в октябре 2019 г. видео с дрона. Гонур-депе, столичный город страны Маргуш был открыт В.И. Сарианиди в песках Каракумов в 1972 г. Археолог работал там до последних дней своей жизни в 2013 г.

 

 

Руководитель Российско-Туркменской Маргианской археологической экспедиции, которая работает в рамках продленного в октябре 2019 г. на пять лет Соглашения о сотрудничестве между Институтом этнологии и антропологии РАН и Министерством культуры Туркменистана, Н.А. Дубова рассказала о сегодняшнем дне работы экспедиции, новых находках как в полевых условиях, так и в личном архиве Виктора Ивановича. Далее выступили ведущий офтальмохирург России, заслуженный врачу РФ, проректор по лечебной работе и директор Научно-исследовательского центра офтальмологии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова, председатель Московского общества греков академик РАН Х.П. Тахчиди, культатташе посольства Греции в России Д.А. Яломас, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН С.А. Панарин, старший научный сотрудник МАЭ (Кунсткамеры) РАН, ведущий специалист в области изучения зороастризма В.Ю. Крюкова, профессор Гамбургского университета Х. Шаумбург, археолог, антрополог, сотрудник Музея человека в Париже, многие годы возглавлявший Французскую археологическую миссию в Афганистане (DAFA), а теперь руководитель Французской археологической миссии в Туркменистане, которая проводит раскопки на памятнике Улуг-депе (где в 1960-е годы работал В.И. Сарианиди) Х. Бендезу-Сармиенто, доцент МГИМО М. Клычева, советник Музея Востока Т.Х. Метакса, заместитель директора Музея Т.К. Мкртычев, одна из активных организаторов круглого стола Н.П. Носик и большой друг В.И. Сарианиди, журналист Н. Сидиропулос.

 

 

Выступавшие подчеркивали колоссальную трудоспособность археолога, выдающееся значение его открытий, ряд которых изменил взгляды ученых на исторические процессы древности. Находки, сделанные Виктором Ивановичем, бережно хранятся в музеях Туркменистана, они — гордость страны, ее золотой фонд. Открытые им памятники — это память о большом ученом и замечательном человеке.

 

После заседания его участники и гости смогли посетить Выставку «Блистательная Маргиана». Открывают ее блоки фотографий и информация о В.И. Сарианиди, его жизни и открытиях. Включенные в выставку экспонаты описывают две исторические эпохи, о которых было сказано выше: кушанское время в Афганистане и эпоху бронзы Туркменистана. Несмотря на свою немногочисленность, всё представленное впервые экспонируется в России. Сокровища Бактрии представлены скульптурной антропологической реконструкцией облика женщины из погребения № 6 Тиллятепе, созданного сотрудником, а затем и заведующей Лабораторией антропологической реконструкции им. М.М. Герасимова ИЭА РАН Т.С. Балуевой. Портрет сопровождается опять же впервые демонстрирующимися в России цветными реконструкциями одежды погребных на этом могильнике пяти женщин и одного мужчины. Благодаря мастерству известного российского реставратора В.П. Бурого, разбиравшего погребения и зарисовавшего все детали расположения тысяч мелких предметов, удалось реконструировать несколько слоев одеяний, которые затем были тщательно воспроизведены художником И.В. Сарианиди, дочерью археолога. Ранее, в известные публикации, посвященные Золоту Бактрии, были включены только графические черно-белые изображения.

 

 

Собственно блистательную Маргиану представляет четыре бюста – два мужчины и две женщины, также сделанные по методу антропологической пластической реконструкции М.М. Герасимова, описанному на одном из стендов, Т.С. Балуевой, Е.В. Веселовской и А.И. Нечвалодой. Нельзя не обратить внимание на небольшой фрагмент льняной ткани от костюма мужчины-воина из одного из погребений Гонур-депе, присутствующий в витрине, которой 4 тысячи лет. Ткань сохранилась благодаря окислам меди, которыми она пропиталась от пластины, завернутой в эту ткань. Особое место занимают оттиски печатей, найденных на Гонур-депе в разное время. Один из низ – оригинальный фрагмент большого керамического сосуда, около венчика которого перед обжигом в печати была откатана цилиндрическая печать со сложной композицией. Там можно видеть птице-людей, держащих в обеих руках за ноги горных козлов, а также летящих птиц. На оттиске одной стороны каменного амулета, найденного в 2019 г., изображен скорпион и стопа человека, на оттиске другой стороны – сложная композиция, включающая головы горного козла, льва, возможно, волка, а также другие сюжеты. Обе стороны другого, значительно меньшего по размерам, также двухстороннего каменного амулета показывают фантастических хищников. Еще один современный оттиск также цилиндрической печати демонстрирует еще одну многофигурную композицию из животных, растений и фантастических существ. Печати – особая группа предметов Маргианы. Они в большинстве случае принадлежали женщинам и служили не для подтверждения права собственности, а были оберегами, защищая самого человека или содержимое сосудов, хранилищ от «злых сил».

 

 

На выставке представлена также небольшая серия керамических сосудов древней Маргианы, а также своеобразные каменные изделия – так называемые миниатюрные колонки. На археологических памятниках они находятся как в погребениях, так и в помещениях, но не имеющих жилой характер. Несмотря на то, что они были найдены и в Туркменистане, и в разных областях Ирана уже несколько десятилетий назад, их назначение остается загадочным. Сотрудниками Маргианской экспедиции начато их подробное описание и изучение, но цель их создания пока не понятны.

 

Среди экспонатов есть и два стенда, посвященные знаменитым ныне гонурским мозаикам, выполненных в смешанной технике живописи и мозаики. До их обнаружения на Гонур-депе, подобная техника не была известна ни на одном из памятников, относящихся к более древним или более поздним историческим периодам. Благодаря работам с ними реставраторов ГосНИИ реставрации, в настоящее время все более ясной становится техника изготовления подобных произведений искусства. Эти мозаики отличаются от всех известных ранее еще и тем, что представляют собой не геометрические узоры, а сложные многофигурные композиции, по которым можно изучать мифы и представления древних маргушцев.

 

Официальное открытие выставки «Блистательная Маргиана», на афише которой красуется серебряная печать, переделанная еще в древности в заколку для волос в виде сидящей женщины в традиционном платье «каунакес», состоялось на следующий день 26 ноября. На это событие приехала большая делегация сотрудников Посольства Афганистана в России, возглавляемая чрезвычайным и полномочным послом этой страны господином М.Л. Бахандом. Открывая вместе с заместителем директора Музея Востока Т.К. Мкртычевым выставку, господин посол подчеркнул большое значение, которое имеют до сих пор открытия Советско-Афганской экспедиции, работавшей там в 1969-1979 гг. для Афганистана. Он отметил, что Президент страны в 2009 г. наградил знаменитого археолога высшей наградой в области культуры медалью Саида Джамалетдина Афгани. Он сказал о том, что В.И. Сарианиди до наших дней очень уважают в Афганистане, помнят его и высоко оценивают его вклад в изучении истории страны. Выставка в Музее Востока будет работать до 12 января 2020 г.

 

 

Многие из участников Круглого стола, а также посетители вернисажа высказывали мысль и необходимости организации специальных выставок основных находок, сделанных В.И. Сарианиди как в стране Маргуш, которые хранятся в музеях Туркменистана, так и на Тиллятепе, находящихся в Афганистане. Выдающийся археолог, его советские, российские, туркменские и афганские коллеги приложили неимоверные усилия, работая в тяжелейших пустынных условиях, чтобы показать всему миру эти шедевры. Поэтому россияне, как и жители других стран, имеют полное право увидеть плоды их трудов. Организация таких выставок в музеях России просто необходима. Они, бесспорно, будут способствовать формированию положительного имиджа Афганистана и Туркменистана, показывая богатейшую культуру народов этих стран, позитивному развитию взаимоотношений между государствами Евразии.

 

Большой вклад в подготовку Круглого стола и Выставки внес коллектив Государственного Музея искусств Народа Востока, особенно заведующий отделом археологии С.Б. Болелов, а также замечательный фотограф и друг В.И. Сарианиди Н.П. Носик. Несколько друзей Виктора Ивановича поддержали оба мероприятия финансово. Особую благодарность надо сказать туркменским друзьям Р.Г. Мурадову и М.В. Папанову, за постоянную поддержку и помощь в оформлении экспозиции. Они подготовили буклет, посвященный выдающемуся исследователю, а также специальный стенд о Туркменистане.  Бесценное содействие в подготовке конференции оказало Туркменское государственное информационное агентство , а также Информационное агентство Медиа-туркмен.